Шариат

Сегодня термин шариат известен всем. Его часто можно услышать в новостях о политике, преступности, феминизме, терроризме и культуре общества.

Шариат руководит всеми аспектами жизни мусульман. Законы шариата состоят из Корана (священной книги мусульман), хадисов (предания о поступках и изречениях пророка Мухаммада) и фетвы (постановления мусульманских богословов).

Большинство, в том числе и мусульмане, неправильно понимают шариат. Зачастую он у них ассоциируется с отсечением конечностей, избиением камнями или бичом до смерти, и другими средневековыми наказаниями. По этой причине шариат считают безжалостным. Некоторые на западе думают, что шариат устарел и представляет собой несправедливые социальные идеи, которые навязываются тем, кто живет в странах, управляемых по законам шариата.

Многие мусульмане, тем не менее, придерживаются другого мнения. По исламской традиции шариат рассматривается как нечто, что воспитывает человечество. Они видят шариат не в свете чего-то примитивного, а чего-то ниспосланного божественным образом. В обществе со свойственными ему социальными проблемами, шариат дает возможность человечеству осознать свой потенциал.

Философия шариата

Философия шариата – правильный путь

Для мусульман жизнь начинается не с рождения, а задолго до него. Задолго до создания первого человека. Она началась тогда, когда Бог создал души всех тех, кто будет когда-либо существовать, и спросил их: «Разве не я ваш Владыка?». И все они ответили: «Да, это так».

Для каждой души Бог предписал определенное время на земле, в течение которого Он будет испытывать ее. Затем, по истечении назначенного срока, Он вынесет ей приговор и решит ее вечное назначение: бесконечное блаженство или вечное страдание.

Эта жизнь является путешествием, и все мы в ней странники. Существует множество путей прожить ее, но только один из них правильный и прямой. Этот путь и есть шариат.

Божественное руководство

На арабском языке «шариат» означает «чистая, протоптанная тропа к воде». С мусульманской точки зрения, этот термин приписывался к вопросам религии, которые Бог предписал своим служителям. Лингвистическое значение слова шариат находит свое отражение в реальной жизни: как вода жизненно важна для человеческой жизни, так и ясность и честность шариата являются средством жизни для души и ума.

На протяжении всей истории человечества, Бог посылал посланников людям по всему миру, для того чтобы направить их на правильный путь, который приведет их к счастью в этом мире и тому, за кем нужно следовать. Все посланники распространяли одно и то же послание людям (Коран учит, что посланники призывали всех поклоняться единому Богу), но отдельные предписания божественных законов, регулирующих человеческие жизни, отличались в зависимости от нужд времени и самих людей.

Пророк Мухаммад был последним посланником и его шариат представляет собой окончательное олицетворение божественной милости.

«Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Коран 5:3).

Правовое руководство

Шариат регулирует все человеческие поступки и делит их на пять категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешенные, неодобряемые и запрещенные.

Обязательные поступки должны быть совершены и, если они совершены с благими намерениями, то они будут вознаграждены. Противоположными им являются запрещенные поступки. Рекомендуемые поступки следует совершать, а неодобряемые поступки нет. Разрешенные поступки это те, которые шариат ни поощряются, ни не одобряются. Большинство человеческих поступков попадают под эту категорию.

Оценка поступков основана на намерении и искренности, как сказал Пророк: «Поступки совершаются из намерений, и человек получит только то, было в его намерениях».

Жизнь по законам шариата

Шариат охватывает все аспекты человеческой жизни. Классические законы шариата зачастую делятся на четыре части: законы, относящиеся к богослужению, законы, относящиеся к коммерческим сделкам, законы, относящиеся к браку и разводу, и уголовное право.

Философия права

Бог послал своих пророков и книги человечеству, чтобы показать им путь к счастью в этой жизни и успеху в загробной жизни. Это заключено в молитве верующего, изложенной в Коране: «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2:201)

Мусульманские философы права объясняют, что целью шариата является содействие человеческому благосостоянию. Это очевидно из Корана и учений Пророка.

Богословы объясняют, что благосостояние людей основано на выполнении настоятельных потребностей, нужд и удобств.

Настоятельные потребности

Настоятельные потребности это вещи, от которых зависит мирская и духовная жизнь. Несоблюдение их ведет к невыносимым трудностям в этой жизни, или наказанию в следующей. Существует пять настоятельных потребностей: сохранение религии, жизни, разума, потомства и состояния. Они гарантируют индивидуальное и общественное благополучие, как в этой жизни, так и в загробной.

Шариат охраняет эти настоятельные потребности двумя способами: вначале гарантируя их становление, а затем защищая их.
• Для того чтобы гарантировать становление религии, Всевышний сделал вероисповедание обязательным. В целях ее сохранения были приняты правила относительно изучения и распространения религии.
• В целях сохранения жизни на земле, Всевышний предусмотрел брак, здоровое питание и образ жизни, запретил убийство и установил наказание за совершение его.
• Бог разрешил поддержание здравого рассудка и знаний, и запретил все то, что портит или ослабляет его, как например алкоголь или наркотики. Он также назначил меры пресечения, чтобы люди держались подальше от них, потому что здравый рассудок является основой моральной ответственности, данной людям.
• Брак был предусмотрен для сохранения потомства, а половые отношения вне брака были запрещены. С целью сохранения потомства и продолжения человечества были приняты уголовные законы.
• Бог обязал людей содержать себя и тех, за кого они в ответе, и создал законы, регулирующие торговлю и сделки между людьми, для обеспечения честных торговых отношений, экономической справедливости, и для предотвращения тирании и споров.

Нужды и удобства

Нужды и удобства это те вещи, которые нужны людям для обеспечения хорошей жизни и избегания невзгод, хотя они и не являются необходимыми. Настрой шариата обобщается в Коране, «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (22:78), и «Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны» (5:6).

Тем самым, все, что обеспечивает людское счастье, в рамках Божественного Руководства, разрешается в шариате.

Источники шариата

Основными источниками шариата являются Коран и жизнь пророка Мухаммада.

Коран

Коран был ниспослан Пророку не сразу, а постепенно, на протяжении 23 лет. Суть его послания состоит в том, чтобы установить единичность Бога, а также духовную и моральную необходимость человека в Боге. Эта необходимость осуществляется посредством богослужения и покорности, и имеет значительные последствия в загробной жизни.

Коран является словом Господним. Благодаря своему непревзойденному стилю и красноречию, и, главным образом, руководству и правовым нормам, он способствует благосостоянию людей в этом и потустороннем мире.

Всевышний сказал, что «Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда». (Коран, 17:9).

Пример Пророка (Сунна)

Роль Пророка разъясняется в Коране: «Тебе Мы ниспослали Напоминание [Коран] для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано». (Коран, 16:44).

И Пророк разъяснял людям с помощью своих поступков, словами и своим примером. Следование примеру и руководству пророка стало обязательным: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику». (Коран, 4:59). Сам Пророк наставлял так: Я оставил вам две вещи, за которые вам надо держаться, и вы будете на верном пути: Книгу Божию и мой пример».

Вторичные источники

Существуют также вторичных источника шариата, например консенсус богословов (иджма) и правовая аналогия (кияс).

Консенсус богословов

Основанием для того, чтобы консенсус богословов был источником закона, является указание в Коране, гласящее разрешать вопросы с помощью совещания: «Те, которые отвечают своему Господу, совершают намаз, и совещаются между собой о делах». (Коран, 42:38). Консенсус богословов – соглашение всех мусульманских богословов на уровне правового обоснования (иджтихад) по поводу определенного законного решения. При условии, что все богословы должны согласиться с решением, границы иджтихада ограничиваются вопросами, которые ясны согласно Корану и примерам Пророка, на которых и должен основываться консенсус. После принятия, консенсус богословов считается решающим доказательством.

Правовая аналогия (кийас)

Правовая аналогия является мощным инструментом для принятия решений по новым вопросам. Например, наркотики были признаны недопустимыми посредством правовой аналогии с запретом на алкоголь, о котором говорится в Коране. Такое решение основано на том, что, как и алкоголь, наркотики производят опьяняющий эффект.

Правовая аналогия и различные инструменты ее применения позволяют юристам понять причины, лежащие в основе постановлений Корана и примеров Пророка. Это помогает при рассмотрении постоянно меняющихся человеческих ситуаций, и принимать новые решения соответствующим образом.

Шариат в Великобритании

Доктор Роуэн Вильямс, архиепископ города Кентербери, высказал свое мнение по поводу внедрения законов шариата в Великобритании в своем интервью радиостанции «Радио 4».