Давайте подробнее рассмотрим исламскую концепцию Бога, первое из фундаментальных положений исламской веры. Насколько она соответствует концепциям Бога, которым учат другие религии, и в чем она уникальна?
Почти во всех религиях концепции Бога в большей или меньшей степени несут на себе печать ограниченности Его творений; тому можно было бы привести множество примеров. Ислам же уверенно заявляет, что Бог Всевышний, Творец и Вседержитель всего сущего, неизмеримо выше того, чтобы обладать каким-либо из приписанных Ему атрибутов, характерных для Его творений, также Он не ограничен никакими пределами, характерными для людей и прочего, созданного Им. У Него нет ни тела, ни формы, ни физических признаков или характеристик. Вернее сказать, он обладает признаками безграничности: у Него нет начала или конца, нет детей и родителей, физических размеров и таких потребностей, как питание, отдых или продолжение рода; не обладая ни одним из этих признаков, Он наделяет ими Свои творения.
В Коране сказано:
"Он - Аллах, нет божества кроме Него, знающий Скрытое аль-Гаиб и Созерцаемое аш-Шахада. Он - Милостивый, Милосердный! Он - Аллах, нет божества кроме Него, Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он - Аллах, Творец, Создатель, Образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он - Великий, Мудрый!" (Коран, 59:22-24)
Тому, кто станет непредвзято размышлять о Боге, принимая во внимание наблюдаемые во Вселенной факты, не остается ничего другого, кроме как понять, что Он не какое-либо существо или некий сверхчеловек, сидящий на облаках и управляющий мирскими делами, обладая при этом потребностями и признаками Своих творений. Ведь Бог - Творец Вселенной со всеми ее обширными и совершенными системами, Тот, Кто приводит их в действие согласно Своим бесконечно мудрым законам и цели. И поэтому - как об этом недвусмысленно говорит Ислам - совершенно ясно, что Он выходит далеко за пределы всего того, что могут понять, постичь, вообразить или объяснить разум или чувства людей, и что Он несравненно выше любого из Его творений. Ибо лишь Он Создатель, а все прочее - творения; лишь Он Божество, и ни человек, ни какое-либо другое существо, ни в малейшей степени не может разделить с Ним божественность или Его неповторимые проявления Творца. Всевышний Бог не подобен ограниченным, ничтожным "богам", имеющим получеловеческую природу, изобретенным людьми с их несовершенными знаниями и разумом, чтобы восполнить недостаток своего понимания, "богам", которые вместе с тем настолько далеки от Бога. Его Божественная природа совершенно неповторима и может быть понята лишь путем размышления над Его знамениями и сотворенным Им мирозданием.
В Коране сказано:
"Аллах - нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, - поистине, Он - Всевышний, Великий". (Коран, 2:255)
Однако человечеству нет дела до Бога, если Ему нет дела до своего мироздания или (как представляется некоторым людям) если Он создал Вселенную и людей, а затем забыл о них, оставив их на произвол судьбы. Но Ислам провозглашает, что Бог - Реальность, а значит, Его существование имеет огромную важность и значение для каждого человека, так как лишь благодаря Богу мы существуем и совершаем в этой жизни свой путь обратно к Нему. Ислам, таким образом, утверждает, что Бог всегда деятелен и озабочен каждой частью Своего мироздания - от громаднейших звезд до тех атомов, из которых они состоят, каждой частью его макро- и микросистем и что все это существует и выполняет свои функции по Его приказу и воле. Ибо Он не только создает, но также поддерживает, направляет и руководит, Он обеспечивает Свои творения всем необходимым, а что касается людей - Он дает им учение, необходимое для жизни в этом мире таким образом, чтобы обеспечить себе вечное благо в грядущей жизни.
Бог, однако, относится к человеку не как к единственному или же наиболее важному из Своих творений, а как к единственному существу на земле (которое является лишь одной частью Его невообразимо обширного и сложного создания), кого Он наделил мыслящим разумом, чувствующим сердцем, способностью хранить и передавать знания и которому Он дал свободу выбора. В то же время Бог требует от человека использовать эту свободу выбора для того, чтобы добровольно и осознанно выбирать то, что хочет для него Он, а не следовать собственным случайным и зачастую беспорядочным желаниям; то есть подчинить свои желания более высокой воле Бога и таким образом выполнять возложенные на него Богом обязанности как личные, так и коллективные. Ибо Творец имеет не только абсолютное право создавать те правила или законы, которые Он считает пригодными для Своих творений, но и абсолютное право на требования неукоснительного их соблюдения. В то же время, Он - Единственный, Кто обладает всеобъемлющим, абсолютным знанием и мудростью, чтобы дать Своим творениям такое учение-наставление, которое будет вести их к несомненному благосостоянию как в этом, так и в Грядущем мире.
Такая вера в Бога и связь человека с Ним для добросовестного мусульманина означает не просто интеллектуальное упражнение. Ибо поскольку он верит, что лишь только Бог является Властелином Вселенной, Господом людей, единственным Властителем и Обладателем могущества и что человек перед Ним есть не что иное, как смиренный раб, то из этого следует, что не должно быть других господ и другой власти в его жизни кроме Бога. Ислам заявляет, что все прочее, требующее от человека смирения и преданности, пытающееся управлять его жизнью или подчинить ее своей власти, является ложным и соперничает с Богом в господстве над человеком. Ислам настаивает на том, что тот, кто истинно и чистосердечно считает, что только Бог - Единственный и Законный Властитель и Законодатель, не должен и не будет ни подчиняться, ни выражать свою преданность другим претендентам на владычество. Он должен отвергнуть их всех, подчинив себя только Богу, и всячески бороться против владычества кого-либо, кроме Бога.
После небольшого размышления становится ясным, что каким бы свободным ни считал себя человек, он, тем не менее, подчинен какой-либо власти, ориентируется в своей жизни на какие-то цели, кому-то или чему-то предан. Каждый из нас подчиняется и поклоняется некоторому божеству, завладевшему нашим сердцем, и либо это божество - Сам Бог, либо, в любом без исключения случае, что-то менее значимое, чем Бог, так как все - менее значимо, ниже, чем Он. Таким божеством может быть человек, например, правитель, религиозная фигура, философ или член семьи; это может быть некая искусственная идеология или философия. Такое поклонение может сделать своим идолом "производительность", "прогресс", "труд" или "государство"; это может быть любовь к самому себе, гордость своим семейством, происхождением, расой, образованием, родом занятий, богатством, статусом или умственными способностями; это может быть удовлетворение собственных желаний и порабощение ими человека. Это также может быть обожествление науки или искусства, превращение самого себя в раба причуд и мод, удовольствий, желаний и страстей, личных привычек или требований общества да и вообще в раба любого из известных всем нам тысячи и одного божества, изобретенных человеком, которыми легко заменить господство Всевышнего Бога над нашими сердцами и жизнями.
Мы говорили о таком атрибуте человека, как свобода выбора. Но это понятие не так просто применяется к разнообразным отдельным решениям, которые он принимает каждый день своей жизни в больших и малых делах. Такой выбор фактически будет зависеть от основного, решающего выбора, который делает человек, чтобы направить все свое существование по определенному пути. Самый большой и принципиальный выбор, который призван сделать каждый человек, - это решить, кто является его Господом, для кого он живет, кто является его целью и кому он поклоняется, служит и подчиняется. Действительно, Ислам однозначно заявляет, что выбор может быть сделан только между двумя возможностями: быть привязанным к человеческим идеям, целям и стремлениям или же сознательно и добровольно ограничивать себя, руководствуясь критериями и законами Одного лишь Бога; быть рабом людей, которые живут ценностями, философскими теориями и доктринами, созданными людьми, или истинного Властителя людей, Бога Всевышнего и Достохвального; удовлетворяться, чтобы жить и работать, чем-то второстепенным, менее значимым, или посвятить себя жизни и борьбе во имя Единственного, Кто может быть достоин такой преданности человека, Единственного, Кто может вести верным путем и придать смысл жизни человека, Одному лишь Всемогущему Богу.
В западном или светском обществе мы сегодня слышим много разговоров о "свободе". Такая свобода, утверждает Ислам, на самом деле рабство - зависимость от собственного "я", других людей, их идей и ценностей. А всякая зависимость от чего-либо или кого-либо, кроме Всевышнего Бога, - это зависимость от того, что не достойно властвовать над человеком, ибо лишь Всевышний Создатель, Хранитель и Владыка Вселенной может быть достоин занимать это место в жизни того, кто был поставлен (как утверждает Коран) даже выше ангелов. Истинная свобода состоит не в позволении делать все, что хочется, будучи при этом рабом некоего собственного божества; свобода состоит в том, чтобы быть независимым от всего и всех, кроме своего истинного Властителя. Следовательно, главной задачей Ислама является освобождение человека от подчинения и служения чему-либо, кроме Бога, для того, чтобы он мог поклоняться и служить Одному лишь Ему.