Хиджаб

Введение

Слово «хиджаб» в переводе с арабского языка значит барьер, перегородка.

Однако в исламе оно имеет более широкое значение. Оно является принципом скромности и поведения, а также видом как мужской, так и женской одежды.

Самой распространённой формой хиджаба является головной платок, который носят многие мусульманские женщины. Но хиджаб состоит не только из головного платка. Хиджаб означает полный покров всего тела кроме рук, лица и ступней, в длинное, свободное платье из непрозрачной ткани.

Мусульманские женщины должны соблюдать хиджаб перед любым мужчиной, за которого они теоретически могут выйти замуж. Это значит что ношение хиджаба необязательно перед отцом, братьями, дедушками, дядями или маленькими детьми.

В присутствии других мусульманских женщин носить хиджаб необязательно, но ведется дискуссия по поводу того, какие части тела могут быть открыты в присутствии немусульманских женщин.

Трактовать правила скромности можно по-разному. Некоторые мусульманские женщины носят одежду, скрывающую все, кроме глаз. Некоторые оставляют открытыми лицо и руки. Другие считают, что необходимо прикрывать только волосы и грудь.

В западных странах, использование слова хиджаб сократилось до обозначения платка на голове мусульманской женщины. Не смотря на это, правильнее будет назвать его химааром. Химаар как правило состоит из одного, редко двух платков, которыми мусульманские женщины покрывают волосы, уши и шею, будучи на улице.

Что говорит Коран о вуали и скромности?

В Коране имеется несколько упоминаний о мусульманской одежде, но в основном в нем указывается на общие принципы скромной одежды.

«Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали свои взоры и хранили свою скромность, это будет наибольшим очищением для них. Господь в полной мере осведомлен о том, что они делают». (Коран 24:30).

«Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры и хранили свою скромность. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин, помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают платок на грудь. Пусть не демонстрируют свою красоту, кроме как своим мужьям, родственникам, прислуге или малым детям. И пусть не бьют ногами, бряцая своими украшениями, и привлекая тем самым к себе, к своей женской красоте внимание. Верующие, кайтесь пред Богом, причем все, без исключения, и возможно вы добьетесь успеха». (Коран 24:31)

И мужчинам, и женщинам приказывается опустить взоры и «хранить свою скромность».

Основным толкованием фразы «хранить свою скромность» является прикрытие половых органов, это включает в себя и женскую грудь («и пусть набрасывают шаль на грудь»). Зинах (украшения) ещё одно слово с множеством значений. Под ним понимают части тела, красоту, красивую одежду или различные ювелирные украшения. Это же слово используется в главе 7:31 – «Дети Адама! Одевайте свои прекрасные одеяния во время каждой молитвы…»

Указание женщинам не топать ногами для привлечения к себе внимания, говорит о ювелирных изделиях. Раньше среди арабских женщин существовал обычай носить цепочки на лодыжках для привлечения внимания к себе со стороны мужчин.

Слово, переведенное как платок это хумур, множественное число слова химаар. Согласно ученым, слово химаар не имеет другого значения кроме как ткань, которой прикрывают голову.

Женщины во времена Пророка Мухаммада действительно носили химаар, но они завязывали его сзади, оставляя видимыми шею и верхнюю часть груди. Поэтому этот айат звучит, как приказ носить химаар поверх груди, чтобы шея и грудь были закрыты.

Ношение химаара обязательно для мусульманских женщин.

Фраза «помимо лишь того, что явно» толкуется по-разному. Среди мусульман, которые считают что слово зинах (украшения) относится к частям тела, существует распространённое мнение, что эта фраза означает, что женщинам следует обнажать те части тела, которые необходимы для исполнения повседневных дел. К ним обычно относят лицо и руки.

Некоторые ученые рекомендуют оставлять открытыми только глаза. Паранджа, которую носят афганские женщины, скрывает даже глаза.

Некоторые ученые толкуют фразу «помимо лишь того, что явно» так - если женщина случайно обнажит какую-нибудь часть своего тела, она будет прощена. Все соглашаются, что не стоит наказывать женщину, если она нарушит это правило в случае чрезвычайной ситуации.

Опускали на себя свои покрывала

«Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и верующим женщинам, чтобы они опускали на себя свои покрывала (когда они выходят из дому). Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный». (Коран 33:59)

Этот айат служит предписанием для всех мусульманских женщин. Существует и другой перевод - «чтобы они удлинили свою одежду».

Слово, переведенное здесь как «покрывала» это джалабиб, множественное число слова джильбаб. Но это не значит, что под этим имеется современный вид одежды, называемый джильбаб. Переводчики обычно переводят это слово как плащ или покрывало.

Два самых распространённых научных толкования слова джильбаб это дорожный плащ и одежда в виде простыни, покрывающая все тело, похожая на современный джильбаб. Некоторые настаивают, что в Коране под словом джильбаб имеется в виду современный джильбаб.

Престарелые женщины

Для престарелых женщин правила не такие строгие:

«Не запретно престарелым женщинам, которые не надеются на замужество, снимать свои покрывала, если они при этом не показывают своей красы. Но скромно воздерживаться от этого все же лучше для них. А Аллах — слышащий, знающий». (Коран 24:60)

Общие правила

В Коране написаны эти общие правила, которые могут помочь в понимании того, как толковать в современное время нормы одежды.

«Сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных частей и украшения. Однако богобоязненность – лучшее одеяние. Это — одно из знамений Аллаха, может быть, оно послужит наставлением им». (Коран 7:26)

Таким образом, одежда не должна быть однообразной: обоим полам разрешается использовать одежду для красоты, а также для укрытия наготы. Самое важное это быть скромным и благочестивым.

Семья Пророка

Мусульмане во время становления ислама не имели строгих правил относительно женской одежды. Поскольку ислам распространился и в других странах, ранние мусульмане усвоили различные региональные традиции, включая закрывание женских лиц. Но только во втором исламском столетии покрывало стало общепринятым, и вначале использовалось богатыми и влиятельными людьми как символ их статуса.

Занавеска

В первых упоминаниях Корана о хиджабе о нем не говориться как о покрывале или платке. Под хиджабом имелось в виду некое подобие барьера или ширмы, как например, в этом аяте из Корана:

«Если вы просите у жен Пророка какую-либо утварь, то просите ее через завесу. Это безгрешнее для ваших и их сердец». (Коран 33:53)

В этом аяте ясно проглядывается цель дать женам пророка некоторую степень защиты от нежелательных гостей и тех людей, которые хотели посплетничать о них.

Аврат

Арабское слово аврат означает те части тела, которые должны быть закрыты одеждой. Аврат это любая часть тела, одинаково для мужчин и женщин, которая не должна быть видимой для окружающих. Аврат толкуется по-разному в зависимости от пола компании, в которой находится человек.

Мужчины

Большинство мусульман считает, что для мужчин авратом является часть тела от пупка до колен, и поэтому она должна быть всегда прикрыта.

Женщины

Для женщин правила более сложные:
• В присутствии мужчин (как мусульман, так и не мусульман), которые не являются родственниками, у женщин должны быть открытыми только руки и лицо.
• В присутствии близких родственников мужского пола, авратом считается область от пупка до колен, а также спина и живот.
• В присутствии мусульманских женщин, авратом считается область от пупка до колен.
• Аврат в присутствии немусульманских женщин является предметом споров:
• Некоторые ученые говорят, что женщины должны скрывать все кроме своих лиц и рук. Это для того, чтобы женщины другой религии (которые могут не знать правил, касающихся хиджаба) не рассказывали мужчинам о женщинах, которые одеты в хиджаб.
• Другие ученые говорят, что если женщине другой религии можно доверять в том, что она не будет рассказывать о женщине в хиджабе, то перед ней можно обнажать столько же, сколько и перед другими мусульманскими женщинами.

Школа мысли Ханафи, которой следует большинство мусульман в мире, согласна, что ступни не являются частью аврата и поэтому они могут быть открыты.

Среди других школ мысли существует общее мнение, что всё, кроме лица и рук женщины, считается авратом.

Муж и жена

Не существует ограничений по поводу того, что муж и жена могут показывать друг другу наедине. Коран одобряет, чтобы женатые пары наслаждались телами друг друга.

Индивидуум наедине

Ислам очень высоко ценит скромность, так что мужчинам и женщинам не рекомендуется обнажаться полностью, а прикрывать область от пупка до колен, даже когда они одни. Исключением является принятие ванны или справление нужды.

Запрет на одежду из шелка

Запрет на одежду из шелка распространяется только на мужчин, так как он уподобляет их женщине. По этой же причине мусульманам мужчинам запрещается носить и золотые изделия.

Одежда, которая волочится по полу или низко свисает

Передают со слов Абдуллы бин Умара: Пророк сказал, что Аллах не посмотрит в День Воскресения на того, кто волочил свою одежду по полу из тщеславия. На это Абу Бакр сказал: «О, Апостол Аллаха. Одна из сторон моего изара свисает слишком низко, когда я не обращаю на это внимания». Пророк сказал: «Ты не из тех, кто это делает из тщеславия». (Сахих Бухари, Том 7, Книга 72, Номер 675)

Некоторые ученые говорят, что сказанное имеет отношение к времени, когда ткань была очень дорогой. У некоторых одежда волочилась по полу, что демонстрировало их богатство, и это было символом их богатства и гордости. Вследствие этого хадиса, некоторые мужчины-мусульмане предпочитают носить одежду длиной чуть выше лодыжек.

Хиджаб и молитва

Большинство ученых соглашаются, что во время молитвы женщины должны закрыть все кроме рук и лица. Закрывать лицо во время молитвы запрещено.

У мужчин как минимум должна быть закрыта область от пупка до колен.

Переодевание

Мужчинам запрещается одеваться и вести себя как женщина и, наоборот, об этом говорится в следующем хадисе:

Передают со слов ибн Аббаса: Пророк Аллаха проклял тех мужчин, которые уподобляются (ведут себя как) женщинам, и тех женщин, которые уподобляются мужчинам. (Сахих Бухари, Том 7, Книга 72, Номер 773)

Мужчины, которые закрывают лицо покрывалом

В то время как вопрос о мусульманских женщинах и покрывале получает большую огласку, очень часто забывается, что среди мужчин также существует традиция закрывать свое лицо.

«Существует достаточно доказательств, что сам Пророк закрывал свое лицо… когда воины были верхом на конях и верблюдах, они закрывали свои лица… так что мы упускаем из виду главное, слишком сильно сосредотачиваясь на женщинах, и тем самым мы, скорее всего, неправильно понимаем значение ношения покрывала для женщин» Фадва Эль Гуинди, знаменитый профессор антропологии Катарского Университета.